Войти на сайт через:
На главную О народах и национальностях Контактные данные
Национальная политика

Национальная политика в России

Современная национальная политика России

В Российской Федерации концептуально и конституционно определены базовые принципы демократической национальной политики, ее основные цели и задачи на современном этапе, конкретные направления и механизмы реализации государственной национальной политики.
До 1917 года официальное имя России было “Всероссийская Империя“. В ее Конституции употреблялось также наименование “Государство Российское”. Это было многонациональное государство со многими вероисповеданиями, обладавшее гибкими конституционными формами, допускавшими разнообразные конфедеративные отношения (например, с Финляндией, с частью Польши). Этот многонациональный характер отражался также в имперских паспортах. Среди граждан Российской Империи были подданные нерусских и даже неславянских национальностей, которые в паспортах значились русскими по их собственному желанию. Вследствие этого наименование “русский” употреблялось в самом широком понимании этого слова: русскими именовались все русские граждане, которые так себя называли сами, даже если у них было иное этническое происхождение.
В советское время национальный вопрос отождествлялся, по сути дела, лишь с проблемами нерусского населения, национальными меньшинствами. Русские в российском государстве оказались фактически в неравном с другими народами положении. Между тем, очевидно, что от благополучия русского народа, составляющего более 4/5 населения страны, зависело общее состояние межнациональных отношений в стране.
Современный этап развития российского общества и российской государственности выдвинул на первый план вопросы обустройства народов и территорий в Российской Федерации. Подписание в 1992 г. Федеративного договора и принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации ясно обозначили федеративную суть нашего государства.
Национальная политика относится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Она имеет и относительную самостоятельность как система мер, осуществляемых государством, направленных на учет и реализацию национальных интересов.
Национальная политика - это и целенаправленная деятельность по регулированию этнополитических процессов, содержащая в своей основе теорию, цель, принципы, главные направления, систему мер по реализации. Главной задачей государственной национальной политики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на основе их добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Учет этно-национальных особенностей в жизни социума должен осуществляться в границах соблюдения прав человека. Путь к гармонизации межэтнических отношений лежит в значительной степени через культуру.
Основной принцип современной государственной национальной политики - равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным движениям.
В национальной политике наиболее выделяются два аспекта: политический и культурный.
Политический аспект представлен через деятельность государственных, в том числе и местных, органов власти, например, через выделение соответствующих статей в бюджетах, законодательные акты, постановления по конкретным проблемам (например, о возвращении культовых зданий, открытии классов или национальных школ).
Культурный аспект - это непосредственная деятельность национально-культурных центров, ассоциаций, национальных школ, прессы и т.п. Национально-культурная автономия может рассматриваться как элемент гражданского общества. Это экстерриториальное образование, она не наделяется какими-то властными полномочиями, а деятельность ее определяется в области этнокультурных проблем.
Национальная политика только в том случае станет консолидирующим фактором, если будет отражать всё многообразие интересов народов России, в том числе и самые главные, может быть, этнокультурные. При реализации национальной политики в духовной сфере необходимо реализовать обществом и государством следующие задачи:
- формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование российского патриотизма;
- распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;
- сохранение исторического наследия, развитие национальной самобытности традиций взаимодействия народов России в российском евразийско-национально-культурном пространстве, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;
- обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использование русского языка как общегосударственного;
- укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа, наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;
- учёт взаимовлияния национальных обычаев, традиций и обрядов религии, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности.
Россия является полиэтничным и многоконфессиональным по составу населения государством. Русский народ, составляя большинство населения страны, является в России системообразующей нацией. От положения и национального самочувствия русских во многом зависит национальная безопасность государства в целом.
Как средство межнационального общения язык должен быть приемлемым для всех этносов. При мозаичной этнической структуре на роль такого языка зачастую выбирается язык, не совпадающий с автохтонными языками.
Языковая политика - деятельность государства и других политических сил по установлению статуса языка в обществе. Она обеспечивает условия для функционирования языков, определяет сферы распространения, возможности соответствующих исследований. Соответствующие решения по языковому вопросу затрагивают коренные интересы этноса - культурные, социально-политические и пр.
Языковая политика в демократических государствах опирается на принципы равноправия языков, языкового самоопределения личности, создает широкие возможности для использования родных языков, хотя и ограничивается соответствующими ресурсами и конкретными условиями. Языковая политика представляет собой направление социальной, культурной, образовательной, издательской и, особенно, национальной политики, осуществляется как в форме отдельных мероприятий, так и в их комплексе, направляется законодательными актами.
Наибольшее политическое значение имеет государственный язык, которому государство оказывает поддержку и развивает его. В нем усматривается сила, обеспечивающая стабильность и единство общества. Знание государственного языка во многих странах входит в круг требований, необходимых для получения гражданства. По Конституции 1993 года, государственный язык России - русский, хотя республики могут устанавливать свои официальные языки.
В законе “О государственном языке Российской Федерации” 2003 года обозначены сферы использования государственного языка. Обязательному использованию он подлежит в деятельности и наименованиях органов власти, в официальной переписке, при наименовании географических объектов и оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина РФ. Предусмотрено, что нарушение закона влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.
В национальной политике России особое место занимают вопросы коренных малочисленных народов. В 1993 году права этих народов впервые были закреплены на конституционном уровне, когда государство гарантировало их права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В 1999 году принят федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" и в 2000 году - федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока". Согласно Единому перечню коренных малочисленных народов РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года, к коренным малочисленным отнесены 63 народа. Это особая группа этносов, проживающих в местах традиционного расселения их предков. Этим народам присущи своеобразие языка, культуры, хозяйственной деятельности и образа жизни в целом, несущее на себе отпечаток природных условий и исторического пути развития.
Государственная национальная политика должна быть ориентирована на создание условий, позволяющих каждому народу сохранить национальное достоинство, самосознание, осуществлять свою национальную независимость и свободное развитие, определять свою судьбу. И в то же время, национальная политика должна быть фактором национальной консолидации народов России. Эта политика должна быть направлена на поддержание духа межнационального общения.
Принцип самоидентификации народов и принцип их общения между собой, сотрудничества не должны вступать в противоречие друг с другом. Это позволит избежать межэтнической напряженности, конфликтов между народами, а также конфронтаций со структурами власти. Политика дружбы между народами и политика их свободы и независимости должны быть не разными политиками, а единой государственной национальной политикой России. Гармоничное соотношение двух факторов - этнического, национального, и интернационального, общечеловеческого, - должно составлять суть государственной национальной политики России в современных условиях. 
    Яндекс.Метрика
    © 2014 — 2017 «Форум народов Ленинградской области». Официальный сайт
    Вход для редактора