Войти на сайт через:
Мы в социальных сетях:        
Главная О народах и национальностях НКОМузеиЭтновзглядКонтакты
О народах и национальностях

Вепсы

Вепсы
Самоназвание «вепсь», «бепся», «людиникад», «вепслайне». Русские, наряду с названием «весь» употребляли этноним «чудь», использовавшийся для всех прибалтийско-финских народов. Вепсский язык, относящийся к прибалтийско-финской группе, имеет три диалекта: северный, средний и южный. Вепсы относятся к беломорско-балтийскому типу большой европеоидной расы.
Вепсы живут на территории России тремя отдельными группами между озёрами Ладога, Онежским и Белым - на юго-западном побережье Онежского озера (бывшая Вепсская национальная волость Республики Карелия), в сопредельных районах Ленинградской области (Подпорожский, Лодейнопольский, Тихвинский и Бокситогорский) и северо-западных районах Вологодской (Бабаевский и Вытегорский) области. Между южной и средней группами вепсов поддерживаются некоторые связи, но северных вепсов отделяют от остальных река Свирь и цепочка русских деревень.
Территория традиционного расселения вепсов в Ленинградской области находится в пограничных местностях четырех районов Ленинградской области: Подпорожского (Винницкое сельское поселение, Вознесенское городское поселение), Бокситогорского (Радогощинское сельское поселение), Лодейнопольского (Алеховщинское сельское поселение) и Тихвинского (Пашозерское сельское поселение).
Достоверность данных переписей населения, особенно в ХХ веке, вызывает сомнения, так как многие боялись назвать себя вепсами, с другой стороны, некоторые местные власти часто объявляли вепсов русскими. Современная численность вепсов по переписи 2002 г. в Ленинградской области 2019 человек, по переписи 2010 г. – 1380 человек.
В нашем распоряжении мало сведений, связанных с историей вепсов, иногда источники молчат о них на протяжении целых долгих столетий. Этнонимы Vas, Vasina в хронике Иордана VI в. н. э., вероятно, относятся к вепсам. Этноним и топоним "весь" в русских летописях, по всей видимости, обозначающий край, населённый различными племенами и народностями, но имеющий своё лицо, приобретает местное значение в этом регионе уже с IX в. Летопись упоминает весь среди тех народов, которые призвали варягов (викингов) княжить в Новгороде. Наряду с названием "весь" русские употребляли по отношению к вепсам и общее имя "чудь", использовавшееся для обозначения всех прибалтийско-финских народов. Возможно, название "северная чудь", скорее всего относилось к вепсам. Жителями Бьярмии, многократно упоминаемой в скандинавских сагах, могли быть, по мнению отдельных учёных, члены племени предков вепсов. Путевой дневник арабского путешественника Ибн Фадлана (X в.) упоминает вепсов под именем "вису". Религиозный историк Адам Бременский в гамбургской истории церкви, написанной в Х в., и "Gesta Danorum" ("Деяния данов") Саксона Грамматика XII в. упоминают народ vepse ("вепсе").
С конца Х в. до начала XII в. древняя Весь расширялась в восточном и северном направлениях и достигла восточного берега озера Ладоги. Вскоре после этого название "Весь" исчезает из русских летописей, из чего русские историки прошлого века сделали вывод, что весь постигла та же участь, что и мерю и мурому, т. е. они растворились среди русского народа. Однако вепсский народ продолжал и дальше жить на своих традиционных территориях, где ему удавалось успешно сохранять свои особенности и этническую самостоятельность. Вследствие русской колонизации южная часть населенного вепсами края к началу XI в. оказалась заселённой по преимуществу русскими, вепсы были обращены в православие, а на их землях строились монастыри. Из-за постоянно возраставшего бремени феодальных повинностей и принудительного обращения в православную веру многие вепсы бежали на север и северо-восток в течение всего XV в. и даже позднее. Большинство из них приняли участие в этногенезе других народов.
Движение русских переселенцев достигло более северных земель вепсов в XIV-XV вв. Поселения исконно финно-угорского населения превратились в небольшие островки среди многочисленных новых русских сёл и деревень. Летописная весь, которая не дошла в свое развитии до образования самостоятельного государства, постепенно превратилась в осколок некогда существовавшего народа. Часть живших между Ладожским и Онежским озёрами вепсов ассимилировалась с карелами, и, таким образом, возникли олонецкий и людиковский диалекты карельского языка (последний некоторыми лингвистами считается самостоятельным языком).
В 1937 г. сталинский террор коснулся и вепсов. Была запрещена любая связанная с вепсской культурой деятельность, языком образования и культуры стал русский. Вепсские школы были закрыты, издание книг прекращено, учебники сожжены, на вепсов (главным образом интеллигенцию) обрушились репрессии. Национальные округа и деревни были ликвидированы, началась принудительная ассимиляция вепсов. Во время второй мировой войны финны оккупировали территории проживания северных вепсов на берегах Онежского озера, было введено финское административное управление и система школьного обучения на финском языке.
Несмотря на компактность проживания, территория расселения вепсов была административно разделена: сначала между Олонецкой и Новгородской губерниями, затем с 1924 г. между Карельской АССР, Ленинградской и с 1937 г. Вологодской областями. Разделение отрицательно сказалось на формировании национального самосознания и явилось одним из главных препятствий для создания в 1920-е годы единой вепсской территориальной автономии.
Территория традиционного расселения вепсов расчленяется путем включения ее в различные административно-территориальные образования. Так вепсские земли в Ленинградской области оказались на стыке четырех районов: Подпорожского, Лодейнопольского, Тихвинского и Бокситогорского, а в Вологодской - двух: Вытегорского и Бабаевского. В результате в период ликвидации "неперспективных" деревень вепсские деревни, как окраинные, первыми обрекались на ликвидацию и переселение. С 1953 по 1958 гг. из Вологодской области было полностью выселено население шести вепсских сельских советов (около 6 тыс. человек).
Вепсы традиционно были земледельцами. Важное значение в богатом рыбой и пушным зверем крае имели рыболовство и охота, превратившиеся со временем наряду со сбором грибов и ягод в подсобные промыслы. В XVIII в., когда Петр 1 основал железоделательные и оружейные заводы близ Онежского озера, вепсы познакомились с фабрично-заводским трудом. Славились они и как искусные ремесленники - резчики по камню и дереву, гончары; отхожими промыслами были также лесозаготовка, сплав, бурлачество.
В XI-XII вв. среди вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись языческие верования. В фольклоре вепсов оригинальны предания о древней чуди, в народной хореографии - танец с ложками. У вепсов не сохранилось эпических поэм, и учёным-фольклористам удалось записать у них лишь относительно небольшое количество народных песен.
Национальное самосознание у вепсов выражено в слабой степени, их ассимиляция с русскими находится на весьма продвинутой стадии, т. к. образ жизни, занятия, вероисповедание, обычаи и т. д. давно уже одинаковы у обоих народов. Весьма сильно и влияние русского языка, которое проявляется в выговоре и в бесчисленных заимствованиях. Носители вепсского языка в настоящее время почти без исключения двуязычны. Процесс ассимиляции в большой мере усилился под воздействием национальной политики, введения коллективизации, укрупнения колхозов и уничтожения малых деревень.
Во второй половине эпохи перестройки перемены коснулись и вепсов. Во время проведения переписи населения в 1989 г. уже большее количество жителей осмелилось назваться вепсами. В 1988 г. в Петрозаводске состоялась вепсская конференция, а в 1989 г. было создано Общество вепсской культуры. В нескольких дошкольных учреждениях, в школах началось изучение вепсского языка, который с 1991 г. можно было учить также и в Петрозаводском педагогическом институте. Изданы букварь, учебники и словари на вепсском языке. Началась работа по обновлению и совершенствованию языка. В последнее время вепсы стали протестовать против разработки и добычи местных природных богатств (кварца, природного камня, леса), которые ведутся приезжим рабочими на местных филиалах предприятий из дальних регионов.
В Ленинградской области национальная работа среди вепсов сосредотачивается в Центре вепсского фольклора (пос. Винницы), в Подпорожском краеведческом музее. На базе института народов севера при Педагогическом Университете им. Герцена организовано обучение вепсскому языку, но выпускники не возвращаются в вепсские деревни. Факультативное обучение вепсскому языку в сельской местности проводится при поддержке вепсов Карелии.
1997 г. - вепсы Карелии были признаны коренным народом Баренцового региона и стали участником рабочей группы по вопросам коренных народов Баренцового Евро-арктического региона. 2000 г. - вепсы получили статус коренного малочисленного народа РФ. 2006 г. – вепсы внесены в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
________________________________________
Материалы подготовлены научным сотрудником Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Коньковой О.И.
Войдите на сайт через свой аккаунт популярной социальной сети и Вы сможете оставлять комментарии.
   Лента комментариев пуста
Яндекс.Метрика
© 2014 — 2025 «Форум народов Ленинградской области». Официальный сайт
Вход для редактора