Войти на сайт через:
На главную О народах и национальностях Контактные данные

Национальная политика

    В Российской Федерации концептуально и конституционно определены базовые принципы демократической национальной политики, ее основные цели и задачи на современном этапе, конкретные направления и механизмы реализации государственной национальной политики. 

    До 1917 года официальное имя России было “Всероссийская Империя“. В ее Конституции употреблялось также наименование “Государство Российское”. Это было многонациональное государство со многими вероисповеданиями, обладавшее гибкими конституционными формами, допускавшими разнообразные конфедеративные отношения (например, с Финляндией, с частью Польши). Этот многонациональный характер отражался также в имперских паспортах. Среди граждан Российской Империи были подданные нерусских и даже неславянских национальностей, которые в паспортах значились русскими по их собственному желанию. Вследствие этого наименование “русский” употреблялось в самом широком понимании этого слова: русскими именовались все русские граждане, которые так себя называли сами, даже если у них было иное этническое происхождение. 

    В советское время национальный вопрос отождествлялся, по сути дела, лишь с проблемами нерусского населения, национальными меньшинствами. Русские в российском государстве оказались фактически в неравном с другими народами положении. Между тем, очевидно, что от благополучия русского народа, составляющего более 4/5 населения страны, зависело общее состояние межнациональных отношений в стране. 

    Современный этап развития российского общества и российской государственности выдвинул на первый план вопросы обустройства народов и территорий в Российской Федерации. Подписание в 1992 г. Федеративного договора и принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации ясно обозначили федеративную суть нашего государства.

    Национальная политика относится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Она имеет и относительную самостоятельность как система мер, осуществляемых государством, направленных на учет и реализацию национальных интересов.

    Национальная политика - это и целенаправленная деятельность по регулированию этнополитических процессов, содержащая в своей основе теорию, цель, принципы, главные направления, систему мер по реализации. Главной задачей государственной национальной политики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на основе их добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Учет этно-национальных особенностей в жизни социума должен осуществляться в границах соблюдения прав человека. Путь к гармонизации межэтнических отношений лежит в значительной степени через культуру. 

    Основной принцип современной государственной национальной политики - равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным движениям. 
    В национальной политике наиболее выделяются два аспекта: политический и культурный. 
    Политический аспект представлен через деятельность государственных, в том числе и местных, органов власти, например, через выделение соответствующих статей в бюджетах, законодательные акты, постановления по конкретным проблемам (например, о возвращении культовых зданий, открытии классов или национальных школ). 
    Культурный аспект - это непосредственная деятельность национально-культурных центров, ассоциаций, национальных школ, прессы и т.п. Национально-культурная автономия может рассматриваться как элемент гражданского общества. Это экстерриториальное образование, она не наделяется какими-то властными полномочиями, а деятельность ее определяется в области этнокультурных проблем. 

    Национальная политика только в том случае станет консолидирующим фактором, если будет отражать всё многообразие интересов народов России, в том числе и самые главные, может быть, этнокультурные. При реализации национальной политики в духовной сфере необходимо реализовать обществом и государством следующие задачи:
    - формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование российского патриотизма;
    - распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;
    - сохранение исторического наследия, развитие национальной самобытности традиций взаимодействия народов России в российском евразийско-национально-культурном пространстве, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;
    - обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использование русского языка как общегосударственного;
    - укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа, наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;
    - учёт взаимовлияния национальных обычаев, традиций и обрядов религии, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности.

    Россия является полиэтничным и многоконфессиональным по составу населения государством. Русский народ, составляя большинство населения страны, является в России системообразующей нацией. От положения и национального самочувствия русских во многом зависит национальная безопасность государства в целом. 

    Как средство межнационального общения язык должен быть приемлемым для всех этносов. При мозаичной этнической структуре на роль такого языка зачастую выбирается язык, не совпадающий с автохтонными языками. 

    Языковая политика - деятельность государства и других политических сил по установлению статуса языка в обществе. Она обеспечивает условия для функционирования языков, определяет сферы распространения, возможности соответствующих исследований. Соответствующие решения по языковому вопросу затрагивают коренные интересы этноса - культурные, социально-политические и пр. 

    Языковая политика в демократических государствах опирается на принципы равноправия языков, языкового самоопределения личности, создает широкие возможности для использования родных языков, хотя и ограничивается соответствующими ресурсами и конкретными условиями. Языковая политика представляет собой направление социальной, культурной, образовательной, издательской и, особенно, национальной политики, осуществляется как в форме отдельных мероприятий, так и в их комплексе, направляется законодательными актами. 

    Наибольшее политическое значение имеет государственный язык, которому государство оказывает поддержку и развивает его. В нем усматривается сила, обеспечивающая стабильность и единство общества. Знание государственного языка во многих странах входит в круг требований, необходимых для получения гражданства. По Конституции 1993 года, государственный язык России - русский, хотя республики могут устанавливать свои официальные языки. 

    В законе “О государственном языке Российской Федерации” 2003 года обозначены сферы использования государственного языка. Обязательному использованию он подлежит в деятельности и наименованиях органов власти, в официальной переписке, при наименовании географических объектов и оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина РФ. Предусмотрено, что нарушение закона влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

    В национальной политике России особое место занимают вопросы коренных малочисленных народов. В 1993 году права этих народов впервые были закреплены на конституционном уровне, когда государство гарантировало их права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В 1999 году принят федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" и в 2000 году - федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока". Согласно Единому перечню коренных малочисленных народов РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года, к коренным малочисленным отнесены 63 народа. Это особая группа этносов, проживающих в местах традиционного расселения их предков. Этим народам присущи своеобразие языка, культуры, хозяйственной деятельности и образа жизни в целом, несущее на себе отпечаток природных условий и исторического пути развития. 

    Государственная национальная политика должна быть ориентирована на создание условий, позволяющих каждому народу сохранить национальное достоинство, самосознание, осуществлять свою национальную независимость и свободное развитие, определять свою судьбу. И в то же время, национальная политика должна быть фактором национальной консолидации народов России. Эта политика должна быть направлена на поддержание духа межнационального общения. 

    Принцип самоидентификации народов и принцип их общения между собой, сотрудничества не должны вступать в противоречие друг с другом. Это позволит избежать межэтнической напряженности, конфликтов между народами, а также конфронтаций со структурами власти. Политика дружбы между народами и политика их свободы и независимости должны быть не разными политиками, а единой государственной национальной политикой России. Гармоничное соотношение двух факторов - этнического, национального, и интернационального, общечеловеческого, - должно составлять суть государственной национальной политики России в современных условиях. 

      Национальная политика в Ленинградской области

      Наша страна всегда была одним из самых многонациональных государств мира. В Ленинградской области – субъекте РФ – издавна жили представители разных национальностей, культур и вероисповеданий. И, несмотря на различия в языке, обычаях и традициях его жителей, наш регион всегда являлся образцом добрососедского проживания и толерантности.
      Из истории
      Для наиболее полного понимания современного состояния национального и конфессионального мира Ленинградской области, мы расскажем о том, как он исторически зарождался и складывался.
      Ленинградская область была образована в результате административно-территориальной реформы 1 августа 1927 года. Исторически ей предшествовала Ингерманландская (позже — Санкт-Петербургская, Петроградская, Ленинградская) губерния, образованная в 1708 году.
      Население Ленинградской области чрезвычайно пестро в национальном отношении. К моменту ее образования на данной территории проживало около 6 млн. 400 тыс. чел., из них русских почти 5 млн. 800 тыс., а 605 тыс. чел. составляли представители более 30 различных национальностей. Таким образом, почти десятая часть населения области (9,5 %) относилась к национальным меньшинствам.
      Самой многочисленной национальной группой Ленинградской области по переписи 1926 г. (после русских) были финны - 128 тыс. чел. Затем шли евреи - 115 тыс., эстонцы - 87 тыс., белорусы - 52 тыс., поляки - 51 тыс., латыши - 39 тыс., немцы - 30,5 тыс., вепсы - около 25 тыс., ижоры - более 16 тыс., украинцы - 15 тыс., татары - 11 тыс., литовцы - 8 тыс., карелы – 5,5 тыс., зыряне – более 2 тыс., лопари (саами) – 1,7 тыс. и ненцы – 109 чел.
      Вепсы, ижоры и ненцы, а также почти все карелы, лопари и зыряне проживали в сельских районах Ленинградской области.
      Финское население Ленинградской области состояло из двух групп финнов: финнов-суоми (финляндских) - более 13 тыс. чел., проживавших в основном в Ленинграде и городах области, и финнов-ингерманландцев - около 115 тыс. человек, составлявших самую большую, после русских, часть сельского населения области. Ингерманландцы проживали компактно в 13 северных и северо-западных районах Ленинградской области.
      Второй по численности из коренных народов - вепсы (чудь) занимали свою историческую территорию на стыке Лодейнопольского, Череповецкого и Ленинградского округов, в глухой лесной и болотистой местности. Больше всего вепсов проживало в Лодейнопольском округе (почти 15 тыс. чел.) в Винницком, Оштинском и Оятском районах, а также в Ефимовском и Шольском районах Череповецкого округа и в Капшинском районе Ленинградского округа. Меньшая часть вепсов (около 7 тыс. чел.) проживала в Карелии и в Вологодской области.
      Ижоры - малочисленный народ, коренное население южного побережья Финского залива, проживали в пределах только Ленинградской области, между Нарвой и Ломоносовым. От ижорских слов “инкериин маа” (“ижорская земля”) и шведского “ланд” (“земля”) произошло название Ингерманландия. Ижоры - типично сельское население Кингисеппского, Котельского и Ораниенбаумского районов Ленинградского округа.
      Водь - древнейшее известное нам население северо-запада Ленинградской области. По имени этого народа, Водской землей, назывались когда-то владения Новгорода Великого на этой территории. Но по переписи 1926 г. водь была уже исчезающим народом - ее насчитывалось не более 700 чел., проживавших в Котельском районе Ленинградского округа.
      В начале 30-х гг., в связи с изменением административных границ, количество населения Ленинградской области уменьшилось и составляло 530 тыс. человек, почти половина которого (47,5 %) являлась сельским. Основными хозяйственными занятиями национальных меньшинств области были сельское хозяйство (зерновое земледелие, овощеводство, льноводство, молочное животноводство) и промыслы (рыболовство, лесоразработки, оленеводство).
      Поскольку национальный состав Ленинградской области был достаточно широким, то и количество конфессий было также велико. На территории области мирно соседствовали верующие разных религий – православные, лютеране, католики, мусульмане, иудеи и др.
      Современный мир Ленинградской области
      В современном мире тенденция многонациональности и поликонфессиональности сохраняется. Ленинградская область по-прежнему остаётся одним из самых «пёстрых» в этническом и религиозном многообразии регионов.
      По данным Всероссийской переписи населения (октябрь 2010 года) в Ленинградской области проживает немногим более 1 млн. 700 тыс. человек. Национальный состав постоянного населения области, зафиксированный переписью 2010 года, по сравнению с предыдущей переписью практически не изменился. Русские составляют 92,75% населения области (по переписи 2002 года - 91,7), украинцы 1,98% (2,5%). В первую пятёрку входят также белорусы 1,05%, татары 0,54% и армяне 0,44%. При этом следует учитывать, что эти данные охватывают лишь 1602,2 тыс. (93,3%) постоянных жителей Ленинградской области, ответивших на вопрос о национальности. Национальность остальных же 6,7% жителей не была определена, поскольку не все опрашиваемые пожелали ответить на вопрос о своей национальности.
      Говоря о национальном составе Ленинградской области, стоит обратить особое внимание, что только здесь проживают представители таких финно-угорских народов, как водь и ижора. Вожан и ижорцев осталось совсем немного: 33 (0,0%) и 169 (0,01%) человек соответственно. Вепсов (1 380 человек, 0,09%), тихвинских карелов (1 345 человек, 0,08%) и ингерманландских финнов (4 366 человек, 0,27%) немногим больше.
      Сохранение устоев и бытовой культуры коренных народов, многообразия национальных традиций и культур на Ленинградской земле, во многом задача органов власти и национально-культурных автономий.
      Деятельность и тех, и других направлена на сохранение исторической памяти народов, создание творческих коллективов, проведение научно-практических конференций, фестивалей, издание научных и краеведческих работ, дополняющих историю нашей области. Многие центры поддерживают связь с исторической Родиной, отмечают свои национальные праздники, памятные даты своей истории, проводят другие различные мероприятия внутри своих диаспор, принимают активное участие в областных и муниципальных мероприятиях. Все это способствует тому, что в Ленинградской области комфортно жить представителям любых национальностей и вероисповеданий.
      Ленинградская область не только многонациональный регион, но и многоконфессиональный. На ее территории действуют 346 зарегистрированных религиозных организаций, относящихся к 18 конфессиям. В количественном отношении подавляющее большинство составляют религиозные организации, относящиеся к Русской Православной церкви Московского Патриархата (свыше 200 приходов). В Ленинградской области три Епархии: Выборгская, Гатчинская и Тихвинская.
      На втором месте по численности, около 20 приходов – протестантская Евангелическо-Лютеранская церковь Ингрии, которая относится к традиционным для Ленинградской области вероисповеданиям. Финские приходы появились после Столбовского мира 1617 года, заключенного по итогам русско-шведской войны 1613-1617 годов. В поселке Колтуши и деревне Колбино Ленинградской области находится единственное на территории региона высшее духовное учебное заведение - Теологический Институт Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии им. С. Я. Лауриккалы. Евангелическо-Лютеранские приходы Ленинградской области осуществляют разнообразные социальные функции. Например, при приходах организованы учреждения, которые заботятся о пожилых людях. Также при Церкви Ингрии имеются воскресные школы.
      На территории области действуют и мусульманские организации, которые объединяют, прежде всего, татар, издавна проживающих в регионе. Несколько армянских, католических, иудейских общин ведут работу среди своих прихожан. В регионе осуществляют свою деятельность различные евангелические церкви и организации, которые активно развивают социальное служение.
      В Гатчине идет реставрация исторического католического храма Пресвятой Девы Марии Кармельской, построенного в 1911 году. Он серьезно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Реставрация осуществляется по инициативе верующих.
      Две общины Римско-католической церкви в Гатчине и в Луге ведут весьма активную жизнь - несмотря на то, что храмам требуется восстановление, они действуют, и службы в них проходят 2 раза в неделю.
      В пос. Вырица Гатчинского района осуществили уникальную реставрацию знаменитого православного деревянного храма. Освященная в начале Первой мировой войны, эта церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице прошла все испытания, все тяготы, выпавшие на Русскую Православную Церковь. В 1938 году, накануне войны с Финляндией, церковь в Вырице закрыли. Иконы, убранство, церковную утварь служителям и прихожанам удалось сохранить. Удалось спасти и иконостас, выполненный в 1898 г. фирмой братьев Брусницыных. В годы Великой Отечественной войны немцы оккупировали Вырицу. В поселке располагался полк, сформированный из румынских солдат, которые в большинстве своем были православного вероисповедания. Местные жители воспользовались этим и выхлопотали, благодаря стараниям священнослужителей-иерархов Православной Церкви, оставшихся на оккупированной территории, разрешение у немецкого командования на открытие Церкви. В начале войны церковь была открыта. Она не закрывалась и после окончания войны.
      Силами армянской диаспоры построена во Всеволожске новая церковь с общинным центром и школой. Идея возведения церкви во Всеволожске появилась еще в середине 90-х гг. и принадлежала инициативной группе во главе с благодетелем Армянской Апостольской Православной Церкви Санкт-Петербурга Самвелом Амаяковичем Мовсисяном. Церковь Пресвятой Богородицы (церковь Сурб Аствацацин) во Всеволожске была заложена 16 июля 1998 г., а в 2002г. строительство было завершено. Именно этот приход Армянской апостольской церкви в 2011 году посетил католикос всех армян Гарегин II, которому было очень приятно видеть, что армянская община успешно трудится на Ленинградской земле и сохраняет свою веру.
      В Выборгском районе Ленинградской области на протяжении нескольких десятилетий действуют иудейские общины, которые реализуют огромное количество социальных проектов: от воскресной школы до помощи людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Одному из таких проектов - "Теплый дом" - посвящена отдельная статья в этом номере журнала.
      Мусульманские общины осуществляют активную деятельность, в том числе и социальную. Уже традиционным стал татаро-башкирский праздник «Сабантуй», впервые в этом году имеющий международный формат и организованный с участием делегаций из всех муниципальных районов области, а также официальных делегаций Башкортостана, Татарстана, Узбекистана, Азербайджана, Казахстана. Сабантуй означает «праздник плуга» — ежегодный праздник окончания весенних полевых работ. Его посещают десятки тысяч жителей и гостей Ленобласти.
      В целом, межконфессиональные отношения в Ленинградской области - достойный пример взаимного уважения и согласия, объединения представителей разных национальностей и религий, которые могут просто общаться, вместе радоваться, узнавать что-то новое о культуре и обычаях народов, которые населяют нашу Ленинградскую область.
      Межнациональное согласие для такой страны, как Россия, где проживают представители множества народов - залог мира, стабильности и эффективного развития государства. Важно уметь не переносить недостатки и негативные поступки отдельных представителей национальности на других людей.
      Поддержание и сохранение многокультурной, уважительной среды, в которой живет население Ленинградской области уже многие годы - важная миссия всех диаспор, общин и органов власти Ленинградской области. 
        Совет при Губернаторе Ленинградской области по межнациональным отношениям
        6 ноября 2013 года состоялось первое заседание Совета при Губернаторе Ленинградской области по межнациональным отношениям. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации № 1666 от 19.12.2012 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года», законодательством Ленинградской области, а также положением о Совете.
        Согласно Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666) к приоритетным направлениям государственной национальной политики Российской Федерации относятся задачи по совершенствованию взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации, а именно «усиление роли общественных советов при государственных и муниципальных органах в деятельности по повышению общероссийского гражданского самосознания, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, обеспечению социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов».
        Совет является совещательным консультативным органом при Губернаторе Ленинградской области, образованным в целях обеспечения взаимодействия органов государственной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации в Ленинградской области.
        Персональный состав Совета формируется из представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Ленинградской области и местного самоуправления, Общественной палаты Ленинградской области и Законодательного собрания Ленинградской области, экспертов в области межнациональных отношений, председателей национально-культурных автономий Ленинградской области, а также уполномоченных представителей от национальных общин, постоянно проживающих на территории Ленинградской области.
        Совет привлекает при необходимости экспертов для проработки вопросов, связанных с возложенными на Совет функциями, а также уполномоченных представителей национальных общин, постоянно или временно проживающих (осуществляющих деятельность) на территории Ленинградской области.
        Таким образом, Совет при Губернаторе Ленинградской области по межнациональным отношениям является инструментом по проведению в жизнь основных принципов государственной национальной политики и будет способствовать консолидации общества на областном уровне.
        Распоряжение Губернатора Ленинградской области № 746-рг об образовании Совета (53Кб)
        Скачать (53 Кб)
        Яндекс.Метрика
        © 2014 — 2018 «Форум народов Ленинградской области». Официальный сайт
        Вход для редактора