Войти на сайт через:
Мы в социальных сетях:        
Главная О народах и национальностях НКОМузеиКонтакты
События

«Как в солдаты меня мать провожала…»

10 июня 2020 года Марийская национально-культурная автономия Ленинградской области «Ший корно» в режиме онлайн провела конференцию, посвященную народным традициям и обычаям, связанным с проводами в армию.
Эту конференцию ее организаторы провели в рамках президентского гранта, который автономия получила в этом году на реализацию проекта «Интерактивные национальные музеи — объекты межнационального согласия и патриотического нравственного воспитания (на примере интерактивного марийского музея «Мари тоштер»).
Средства на реализацию проекта были получены уже тогда, когда грянула пандемия коронавируса и был введен повсеместно режим самоизоляции. Отрадно, что авторы проекта не растерялись, и благодаря помощи и поддержке своих партнеров, марийская автономия продолжила работу.
Тема была выбрана не случайно. Еще два года назад, когда впервые марийская автономия вместе с другими НКО Ленинградской области, показали программу, посвященную печке «Конга пайрем», а Коми община представила программу «Коми свадьба», все увидели, как много есть общего между народными обычаями, традициями и обрядами у русских, народа коми, марийцев, чувашей. И в прошлом году родилась идея — сделать программу про проводы в армию, про рекрутские обряды. Тем более, что 2020 год — это год знаковый для всех народов России — год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. 
«Конечно, хотелось, чтобы эта программа прошла в оффлайн режиме, вживую. Мы хотели подключить к этой работе военкоматы, и провести программу в одном из районов Ленинградской области. Но, опять же, жизнь внесла свои коррективы. Режим самоизоляции пока ни в Санкт-Петербурге, ни в Ленинградской области пока окончательно не снят. Поэтому мы с вами встречаемся в режиме онлайн», — отметила Евдокия Соловьева, руководитель Марийской НКА.
Проведение встреч, вебинаров и конференций в режиме онлайн имеет как свои минусы, так и свои плюсы. А самый главный плюс заключается в том, что можно расширить границы. Участниками конференции, посвященной обычаям проводов в армию, стали несколько организаций из Республики Марий Эл. 
«У нас в музее сейчас создается новая выставка, и часть будет посвящена проводам в армию, обычаям горных мари. Хотим реконструировать одну из сцен рекрутского набора», — рассказал Дмитрий Байдимиров, кандидат исторических наук, заведующий отдела этнографии ГБУК «Национальный музей Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева.
«Мама и бабушка мне рассказывали, что раньше, когда было тяжело с продуктами, то обычно, что в доме было из продуктов, несли в тот дом, где есть новобранец, и из этих продуктов готовили праздничный стол перед отправкой парня в армию. Я сейчас живу в Татарстане, в Набережных Челнах, но родом я из кировских, луговых мари», — рассказала еще одна участница конфренции Евгения Селезнева, художественный руководитель ансамбля «Марий Сем» (г. Набережные Челны, Татарстан).
О традициях чувашского народа рассказал руководитель Чувашского культурного общества Ленинградской области Валериан Гаврилов: «В Чувашии род держат женщины, но благословляли парней перед армией мужчины — отцы. Раньше было весело. Как правило, в армию в деревне уходило сразу по 20-30 человек. И обязательно все новобранцы за несколько дней до отъезда ходили по деревне и пели песни». 
Сразу после него слово взяла Диана Ефремова, заместитель директора по научной работе ГБУК «Национальный музей Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева: «Мне очень приятно сегодня принимать участие в этой конференции. Слушая сейчас, о чем рассказывал руководитель Чувашского общества, я увидела несмотря на то, что у нас разные языковые группы, насколько мы схожи: чуваши и горные мари. Я археолог, много времени провела «в поле» и уверяю вас: мы на пути ярких открытий в этом вопросе».
Диана Юрьевна много лет занимается культовыми обрядами марийцев. Она рассказала о так называемых, солдатских обрядовых деревьях. К ним шли новобранцы и оставляли «зароки». Что это? На ветках новобранцы завязывали ленточки, а в мешочках подвешивали кусочек хлеба, монеты. Это делалось для того, чтобы вернуться живым и здоровым. И кстати, у карел тоже существует подобный обычай.
«Рекрутский обряд появился в начале XVIII века. Для марийцев рекрутская повинность была самая тяжелая. Ведь многие не знали русского языка. С 1736 года их направляли на окраины империи. И неизвестно, вернешься ли назад спустя 25 лет военной службы. В XIX-XX веках срок службы сокращался, вначале до шести, затем и до трех лет. И у призывников уже была реальная возможность вернуться в родную деревню. Поэтому и накал эмоций проводов уже снижался. Не такими жалостными стали песни, появилось больше задора, оптимизма», — отметила Наталья Мушкина, научный сотрудник Марийского Научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В. М. Васильева (МарНИИЯЛИ).
В завершении организаторы поблагодарили всех участников конференции за интересные доклады и выступления и отметили важность и необходимость той работы, которая сейчас ведется в деле сохранения многообразия национальных культур народов Российской Федерации. 
Яндекс.Метрика
© 2014 — 2022 «Форум народов Ленинградской области». Официальный сайт
Вход для редактора