По итогам Всероссийской переписи 2010 года из числа принявших участие в переписи (всего 1716868 чел.) и указавших свою национальную принадлежность татар на территории Ленинградской области проживает 8693 человека.
Самоназвание: татар, татарлар (множественное число).
Группа монголоязычных племен, обитавших в VIII в. в районе озер Буир-Нур и Далай-Нур (совр. Монголия) по соседству с древними («орхонскими») тюрками, от которых и получили свой этноним («тат» - чужой, «ар» - мужчина; упоминание впервые в 731 году), указывающий на нетюркский язык древних татар. В VIII в., очевидно, были две группы («отуз-татар», «токуз-татар» - «30 татар», «9 татар» по количеству племен) древних татар. В 901 году татары подверглись нападению монголоязычных киданей: часть бежала к кимакам (в их составе мусульманские источники упоминают племя татар), и к ним восходит происхождение некоторых племен кыпчаков (токсоба, например). Часть подчинялась киданям и некоторые племена татар (тэрэт, унгират, цаган) были включены в состав завоевателей, другие племена (алги, алухат, дутаут, онгути т.д.) сохранили, очевидно, самостоятельность в качестве данников киданей. В 1078 г. древние татары упоминаются в «Диван Лугате ат-тюрк» М. Кашгари в качестве племен, язык которых не является тюркским; в XII в. основная часть древних татар была соседями собственно монголов: Чингисхан до 1206 г. носил имя одного из татарских вождей – Тэмуджин (Темучин), что свидетельствует о монголоязычности татар.
Начавшаяся в 1198 г. монголо-татарская война закончилась в 1204 г. поголовным истреблением татар- мужчин. Однако этноним татар продолжал бытовать среди тюркских народов того времени для обозначения собственно монголов, в также всех покоренных монголами племен. В таком качестве он, «через посредничество», например, половцев, был воспринят на Руси (1223 г.), в Западной Европе, Византии, в странах ислама (известен и термин монголы – «мунгалы» у Рубрука в середине XII в., монголы Рашид-ад-Дина, XIV в. и т.д.).
В русских источниках татарами стали называть население Золотой Орды, а после ее распада (XV-XVI вв.) – население ее «наследников» в Восточной Европе – Казанского, Астраханского, Крымского ханств, татарами же назывались многие тюркоязычные народы вплоть до 20-х годов XX в. – азербайджанцы, балкарцы, хакасы, шорцы…
В качестве самоназвания этноним татары закрепился вначале у служилых тюркских групп – главным образом мишарей, касимовских татар, затем – крымских (горных), юртовских татар, в начале XX в. – казанские татары (в настоящее время часть татарской интеллигенции выступает за «возвращение» этнонима «булгар».
Население: второй по численности народ (около 5%) в РФ после русских, широко расселены по всей территории России, но все же, большинство (82% в 1989 г.) их проживает в Волго-Уральском регионе, составляя 48,5 % населения Татарстана и 24,8% - Башкортостана; значительные группы татар – выходцев из России проживали в 1989 г. в бывших республиках СССР (1127 тыс. чел.), в том числе в Узбекистане (468 тыс.) и Казахстане (328 тыс.), много татар живет во многих странах Европы, Азии (особенно в Турции), Америки, Австралии.
Этническая основа российских татар – казанские, коренное население Татарстана; подразделяются на множество локальных групп – арские и заказанские в Татарстане, мензелинские в Татарстане и Башкирии, глазовские (чепецкие) в Удмуртии, нукратские в Кировской, гайнинские и кунгурские в Пермской, каргалинские (сеитовские) в Оренбургской областях; в состав казанских татар входят этносоциальная в прошлом группа тептярей, этноконфессиональная группа кряшен.
Антропологические казанские татары неоднородны. К европеоидной расе относятся свыше 57,6% казанских татар в Татарстане (в т.ч. к темнопигментированному понтийскому типу южных европеоидов – свыше 38,2 %, к более светлому его варианту - 19,4%), к субуральскому типу уральской расы – 23%, к варианту южносибирской расы – 10,4 %.
Язык: говорят казанские татары на среднем (казанском) диалекте татарского языка (кыпчакская ветвь тюркских языков), подразделяющемся на 17 говоров, на основе важнейших из них (нагорный, заказанский, мензелинский) сложился современный русский язык и создана в 1927 г. взамен арабской графики поволжского «тюрки» (старорусский язык) новая письменность на латинской графической основе, переведенной в 1939 г. на русский; в 1989 г. татарский язык (в т.ч. казанские западные диалекты и сибирско-татарский язык) считали родным 85,6% татар в РФ, в 1994 г. – 85,5%.
Религия: мусульмане (сунниты). Ислам стал государственной религией Волго-Камской Булгарии в 922 году, среди кыпчаков Золотой Орды он утвердился в XIV в.; около 4% численности казанских татар (кряшены) исповедуют православие.
Этногенез: казанские татары сложились на территории современного Татарстана в X-XVI вв. на базе нескольких этнических компонентов: 1) местные племена, относящиеся к различным вариантам субуральского расового типа и говорившие на языках угро-финской группы (т.е. население, близкое современным соседним с казанскими татарскими народами – марийцам, удмуртам…); 2) пришлые тюркоязычные группы, оседавшие на средней Волге с гуннского времени (IV-VI вв.); из них наиболее ранние были тюрки-эсегел (возможно, эски эль, т.е. «старый», древний народ), которых застали на Волге пришедшие сюда в VII в. первые группы булгар.
Наибольшую роль в становлении казанско-татарского этноса сыграли племена булгар. Кочевавшие в Северном Причерноморье кутригуры и утигуры (упоминание с 406 года), сарагуры (упоминание с 468 года) и оногуры (упоминание с 480 года) создали в конце VI в. между Доном и Кубанью раннегосударственное образование Великая Булгария (известная с 632 года). Однако (около 655 года) оно было разгромлено хазарами: часть булгар подчинилась хазарам, часть – ушла в низовье Дуная, часть обосновалась в Волго-Камском междуречье (южные районы современного Татарстана), где создали новое государственное образование, вскоре попавшее в зависимость от Хазарского каганата.
В VIII в. тюркское население Волго-Камской Булгарии пополнилось новыми группами из Северного Кавказа - разгромленные (721,732 и особенно в 735 гг.) арабами в Дагестане барсилы и савиры или сувары (вассалы Хазарского каганата) бежали на Волгу. В Х в. арабские источники (Ибн-Фадлан и др.) в составе булгар называют кроме собственных булгар (их города Булгар, Биляр) суваров (гор. Сувар), эссегелов (гор. Ошел) и берсула (берсилов).
С разгромом Хазарского каганата русским князем Святославом (965 год) Волго-Камская Булгария становится полностью суверенной страной, с ее развитием завершается этнический процесс формирования булгарской народности.
В 1236-1237 гг. Булгария подверглась монгольскому нашествию, в ордынский период (в 1242-1246 гг. в булгарском городе Ибрагимове находилась ставка Бату-хана) Булгария распалась на отдельные владения (из них крупные – Булгарск и Джукетавск или Жукотинск), платившие Орде дань и поставлявшие хану воинов.
Важным компонентом в этногенезе казанских татар стали половцы или кыпчаки (в казанских источниках – ногайцы, т.е. кочевники, выходцы из южных степей). Кыпчаки в монгольский период составляли основу кочевого населения Золотой Орды, отдельные их группы обосновались на территории современного Татарстана еще в домонгольский период (в 1229 г., направленное в Булгар бежало население города и области Саксин в низовье Волги, спасаясь от монголов), однако основная их часть прибыла в Булгарию вместе с Усу-Мухаммед-ханом, основателем Казанского ханства (1438 г.) в качестве воинов и свиты (некоторая часть кыпчаков обосновалась в районе г. Арска в качестве воинов, татарских народов «арских князей», упоминание в 1489 г., ведущих свою родословную от Кара-бека, потомка Бачмана, вождя кыпчаков-эльбурли).
В 1508 г. русские источники зафиксировали в Казанском ханстве кыпчаков, аргынов, мангытов…; вновь прибывшие группы отличались от местных более монголоидным обликом (средневековые булгары и половцы Поволжья: ск.д. первых – 137,3 мм, вторых 142,7 мм). Их прямыми потомками являются казанские татары – представители южносибирской расы, а в заказанском говоре казанско-татарского диалекта зафиксировано влияние кыпчакского языка того времени.
Хронологически процесс становления этноса казанских татар можно разделить на три основных периода: 1) булгарский (X-XIII вв.: формирование булгарской народности в рамках государства Волго-Камской Булгарии); 2) ордынский (примерно 1237-1437 гг.) – разгром Булгарии, последующие набеги ордынцев (Булат-Темир в 1361 г., Тохтамыша в 1382 и 1391 гг., Едигей в 1405 и 1407 гг.) и русских, в том числе новгородских ушкуйников (1366 г.,1376 г., 1400 г., 1431 г.) обусловили гибель (погибло более 100 сел и городов) и бегство, особенно в XIVв., булгар на Вятку (нукратские татары), Чепцу (бесермяне, глазовские татары), на Русь, в Орду – все это негативно сказалось на этническом развитии булгар; 3)третий период – казанский – характеризуется включением в состав местного населения Булгарии новых групп, пришедших с южных степей («кыпчакско-ногайский» или «ордынский», «татарский» компонент).
Характерно, что последние упоминания в русских источниках булгар датируется 1431 г., первое упоминание казанских татар - 1468 г. («казанцы», затем «казанские татары») – что свидетельствует: наименование населения Булгарии, а затем Казанского ханства «татарами» утверждается в русских источниках с XV в.
Последняя этническая история казанских татар характеризуется помимо всего прочего наличием широких миграционных процессов (особенно после падения Казанского ханства в 1552-1557 гг.), смешением с новыми этническими компонентами – марийцами, чувашами, башкирами, сибирскими тюркоязычными группами (сибирские татары) и, конечно, с русскими. Многие феодалы влились в состав русского дворянства, «служилые» - в состав казачества, т.н. «однодворцы», некоторые русские группы вошли в состав татар через брачно-семейные связи.
В XIX-XX вв. процесс консолидации казанских татар и «вбирания» ими в свой состав других тюркоязычных групп (мишарей, касимовской части сибирских и астраханских татар, а также башкир, тептярей) усилился, хотя и не завершился.
В конце 1980-х годов при резко возросшем интересе к этнологии, истории в среде татарской интеллигенции наметилось движение за изменение официального этнонима «татар» на «булгар», а среди ученых разгорелись диспуты о преобладании роли булгар («булгаристы») или кыпчаков-татар («татаристы»).
Национально-культурные объединения, общественная и культурно-просветительская деятельность татар в Ленинградской области:
в Ленинградской области действуют 5 татарских национально-культурных общественных организаций:
1. Межрегиональная культурно-просветительская общественная организация «Татарская община Санкт-Петербурга и Ленинградской области».
2. Фонд по проведению культурно-массовых мероприятий «Петербургский Сабантуй»
3. Общественная организация «Татаро-Башкирское общество г. Гатчины и Гатчинского района Ленинградской области «ЮЛДАШ» («Попутчик»)
4. Культурно-просветительская общественная организация Выборгского муниципального района Ленинградской области «Татарское общество «АНСАР»
5. Общественная организация «Татарское общество Тосненского района Ленинградской области «Изге юл» («Добрый путь»)
Главной целью деятельности организаций является сохранение и развитие национальных традиций, изучение и популяризация татарской культуры среди жителей Ленинградской области, участие в общественной, культурной и социально-экономической жизни 47-го региона.
20 ноября 2015 года руководителями Дома дружбы Ленинградской области и Республики Татарстан подписано соглашение о сотрудничестве.
Наиболее значимые проекты, в которых участвуют татарские НКО:
1) 1-й этнокультурный фестиваль Ленинградской области «Россия — созвучие культур» (г. Тосно, 5 сентября 2014г.); 2-й этнокультурный фестиваль Ленинградской области «Россия — созвучие культур» (г. Выборг, 5 сентября 2015г.); постоянно действующая мобильная выставка художников разных национальностей «Этновзгляд»; День народного единства.
2) Национальные праздники: Сабантуй (дер. Шапки Тосненского района, дер. Энколово Всеволожского района).
3) Праздники народов Ленинградской области: Весенний праздник народов Ленинградской области «Этновесна-2015» («Карга-боткасы» г. Волхов, 21 марта 2015г.); День народного единства (Санкт-Петербург); Международный День родного языка (18 февраля 2015г., г. Гатчина); Пушкинский День России (6 июня 2015г., Санкт-Петербург).
О деятельности татарских национально-культурных объединений можно подробнее узнать на интернет-портале «Форум народов Ленинградской области» (http://forumnarodov47.ru) и в выпусках этно-конфессионального альманаха Ленинградской области «Ладья».
В.В. Михайленко,
директор ГКУ ЛО "Дом дружбы Ленинградской области"